Скульптор Анна Голубкина. Портрет Карла Маркса


5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса - немецкого философа, социолога, экономиста, писателя и поэта, политического журналиста и общественного деятеля.

Портрет Карла Маркса был заказан Московским Комитетом РСДРП скульптору Анне Семеновне Голубкиной в 1905 году неслучайно. Ей выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, Анна Семеновна в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года. В 1907 году за распространение большевистских прокламаций она была арестована и приговорена к заключению в крепость. Портрет Карла Маркса, созданный А.С.Голубкиной в 1905 году, стал первым в России художественным изображением немецкого философа, автора классического научного труда по политической экономии “Капитал. Критика политической экономии”.

Анна Семеновна Голубкина. Карл Маркс. 1905. Бронза

Бюст Маркса скульптор выполнила в характерной для ее творчества импрессионистической манере лепки, граничащей с экспрессионизмом. Облик портретируемого лишен определенности, сходство с изображенным скорее ассоциативное. Образ, созданный скульптором, может восприниматься как некое божество, олицетворение стихийного могучего движения, вихря.

Поиски гармонического единства вымысла с правдой, легендарности с документальностью характерны и для проектов памятников Карлу Марксу. Например, неожиданное решение было представлено скульптором С.Меркуровым. Фигура Маркса в его проекте для Ходынского поля располагалась на четырех слонах, что должно было символизировать мощь и непоколебимость его учения. В коллекции скульптуры Третьяковской галереи находится один из немногих сохранившихся конкурсных проектов памятника Марксу для Москвы, выполненный скульптором А. Гюрджаном около 1920 года. 

Акоп Маркарович Гюрджан. Карл Маркс. Проект неосуществлённого памятника. Около 1920. Гипс тонированный

В его конструктивном решении чувствуется желание придать образу символическое решение. Постамент превращается в бурлящую лаву вулкана, из которой взмывает вверх фигура теоретика пролетарской борьбы. Аллегория здесь становится мощным средством, создающим сгущенность и концентрацию темы. К сожалению, большинство проектов, созданных для трех конкурсов такими авторами как Б.Королев, Н.Андреев, С.Меркуров, Я.Николадзе, С.Алешин и др., не сохранились.



Текст: Наталья Денисова




Комментарии