Валерий Александрович Помазков. Белек. 1988. Кость моржа |
21 мая - Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития.
Выточенные из кости фигурки людей и животных прочно ассоциируются у нас с культурными традициями народов Севера. Магадан, родной город скульптора, является одним из центров косторезного искусства. Помазков перенял особенности работы с костью, свойственные именно жителям Чукотки. Они использовали для своих мини-скульптур наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Податливый материал приятного кремового оттенка позволял создавать изображения местных животных, которые пользовались популярностью у моряков торговых и рыболовных судов.
Валерий Александрович Помазков. Рыбаки Чукотки.1984 . Кость моржа |
В своих работах Помазков сохраняет простоту и лаконичность традиционных приемов. Однако без натурных наблюдений трудно передать грациозность позы, музыкальную плавность формы, характерные повороты головы, особенности пропорций тела морского котика, нерпы или моржа. Скульптор ездил в экспедиции, где мог наблюдать за приморскими животными и делать зарисовки и фотографии. Костяные звери Помазкова предельно просты и выразительны. Они похожи на древние обереги, которые носили с собой для защиты или "на удачу". Его мини-скульптуры, как любые вещи, сделанные руками, несут в себе теплую энергетику. Многие работы дополнены кожаными ремешками, так как были сделаны для участия в повседневной жизни. Свойственное им обязательное единство условности и достоверности словно говорит о неисчерпаемом потоке, в котором сливаются жизнь и искусство.
Валерий Александрович Помазков. Моржонок. 1987 . Кость, зуб кашалота |
Резьба по кости требует ювелирной точности движения резца, а вернее бура, так как в настоящее время косторезы используют бормашины, такие же, как у стоматологов. Нужна железная убежденность, четкое внутреннее зрение, чтобы заранее знать, каков будет результат. Косторезное искусство на Чукотке существует около 2000 лет, совершенствовались инструменты, менялся стиль резьбы, но неизменным оставалось смысловое содержание произведений. Помазкова больше привлекало скульптурное направление, чем гравировка рисунков на поверхности моржового клыка. Его композициям, традиционно построенным по типу макета, свойственна сюжетная повествовательность, тщательная проработка деталей, плотность и упругость объемов. Сценки, изображающие быт местного населения, интересно разглядывать, они напоминают маленькие рассказы-зарисовки, перемещая зрителя в иную самобытную культурную обстановку.
Коллекция скульптуры Третьяковской галереи дает возможность представить все многообразие форм пластической выразительности скульптуры, познакомить зрителя с продолжением различных народных традиций, являющихся поистине величайшим достижением и наследием человечества.
Текст: Наталья Денисова
Фото: Наталья Розенвассер
Комментарии
Отправить комментарий