Дачная жизнь семьи Третьяковых

Публика второй половины XIX века летом неохотно шла на художественные выставки. Художник Павел Ивачев писал своему коллеге Александру Киселеву в июне 1884 года из Варшавы: «Это чистейший самообман – рассчитывать на публику в такое время года. Сады распускаются, солнце светит во всю мочь, музыка на каждом шагу, веселые праздники, пикники, дачи, гулянье… наконец, скачки. Картины пойдут смотреть только тогда, когда решительно некуда деваться».
 
Пукирев В.В. Кунцево. 1880

Семья П.М.Третьякова так же, как и жители Варшавы, летом предпочитала сменить обстановку, отвлечься от привычного течения жизни, и переезжала на дачу.

Своего загородного дома у Третьяковых не было, обычно они арендовали его на лето. Павел Михайлович был убеждён, что владеть землей должен лишь тот, кто на ней работает. И поэтому, несмотря на желание супруги, Веры Николаевны, обзавестись подмосковной усадьбой, категорически от собственной дачи отказывался.

В разные годы Третьяковы летом жили в Сокольниках, в Волынском, в Куракине, а в 1869-1879 годах семья отдыхала в Кунцеве. 

«Дом пустел, окна занавешивались, комнаты верхнего этажа запирались»  - писал старейший служитель галереи Николай Мудрогель об отъезде семьи на дачный отдых. Только пунктуальный Павел Михайлович каждое утро буднего дня в одно и то же время приезжал в контору своего торгового дома, которая располагалась на первом этаже здания в Лаврушинском переулке. Целый день он работал, а также проверял, как обстоят дела в галерее. 

Зато в выходной день Павел Михайлович мог наконец встать рано, запастись книгами и отправится в близлежащие лес или рощу. Если везло с погодой, он проводил на прогулке целый день. 

Попов А.П. Вид в Кунцеве. 1858

«Что за художественное произведение природы наше Кунцево!» - писал Павел Михайлович близкому другу, художнику Ивану Крамскому. «Удивительное дело, вот уже восемь лет каждую осень я думаю: ну, на будущий год уже мало интереса будет жить здесь, все слишком знакомо, - и каждое лето потом вновь наслаждаюсь, каждое лето не было так хорошо! Вы не знаете Кунцева. Если Вы были и не один раз, а десять, то и тогда не знаете, надо прожить по крайней мере лето: каждый день увидишь что-нибудь новое и иногда не узнаешь места, виденного вчера или даже сегодня, так изменяет различное освещении. Кунцево, мне кажется, может вдохновить хороший талант на поэтические картины».



Автор - Маргарита Корнилина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-начала ХХ века

Комментарии