Паоло Трубецкой - преподаватель

В Инженерном корпусе до 26 августа открыта выставка "Скульптор Паоло Трубецкой". В серии публикаций мы рассказываем о самом скульпторе и его работах.  Сегодня публикуем небольшой рассказ о Трубецком-преподавателе.

Паоло Трубецкой приехал в Россию в 1898 году по приглашению директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя Алексея Евгеньевича Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого был открыт второй скульптурный класс, построена во дворе училища деревянная мастерская и приглашен из Италии великолепный литейщик Карло Робекки. С точки зрения московских скульпторов, такое внимание к потребностям художника было беспрецедентным.


Паоло Трубецкой. Фото Арнольда Генте, 1914

О мастерской Трубецкого, сразу ставшей известной в Москве, вспоминает Борис Пастернак, для которого из оконца кухни она была видна как на ладони: "В конце девяностых годов в Москву приехал всю жизнь проведший в Италии скульптор Павел Трубецкой. Ему предоставили новую мастерскую с верхним светом, пристроив ее снаружи к стене нашего дома и захватив пристройкой окно нашей кухни. Прежде оно смотрело во двор, а теперь стало выходить в скульптурную мастерскую Трубецкого. Из кухни мы наблюдали его лепку и работу его формовщика Робекки, а также его модели, от позировавших ему маленьких детей и балерин до парных карет и казаков верхами, свободно въезжавших в широкие двери высокой мастерской".

Наблюдать за манерой лепки Трубецкого, абсолютно новой для России, было интересно не одним Пастернакам. Процесс его работы, по всей видимости, был весьма зрелищным, увлекательным "действом". Действо это завораживало зрителя и вовлекало его в орбиту таинства возникновения художественной формы. Это с несомненностью следует из многих сохранившихся воспоминаний очевидцев. Вокруг Трубецкого создавалась заразительная творческая атмосфера, в которой личность маэстро играла ничуть не меньшую роль, чем его искусство. Всем, кто наблюдал за его работой, от только начинающих молодых скульпторов до маститых Серова и Коровина, хотелось быть чуть более раскованными — "как Паоло".

Следует отметить, что Трубецкой не собирался преподавать мастерство лепки в том русле академической школы, к которому все привыкли. Он сам не допускал к себе никаких учителей и считал, что развитию таланта никто не должен мешать и человек должен сам развиваться за счет врожденного таланта. Трубецкой говорил, что, занимая пост в МУЖВЗ, он не давал возможности другому преподавателю оказывать влияние, которое нанесло бы ущерб их природному дарованию. Когда скульптор пришел в училище, то приказал убрать антики и заменить их на живые модели. Трубецкой восклицал: "Вместо того чтобы напрямую обращаться к природе, вы просто теряете время, копируя копии с натуры, выполненные другими".

В результате такого образования по окончании первого семестра из шестидесяти учеников у него осталось только трое. Мастер был уверен, что "один настоящий художник стоит больше, чем все посредственности вместе взятые".

Выставка "Скульптор Паоло Трубецкой" открыта в Инженерном корпусе до 26 августа. По средам выставку можно посетить бесплатно.


Автор - научный сотрудник отдела скульптуры, помощник куратора выставки "Скульптор Паоло Трубецкой" Елена Никольская

 

Комментарии