И.М.Чайков. "Прыжок с шестом"

На выставке «Футбол и не только» представлены три работы Иосифа Чайкова, все они относятся к позднему периоду его творчества. «Прыжок с шестом» - одна из них.

Чайков И.М. Прыжок с шестом. 1952. Бронза, фарфор
 
Становление скульптора происходило в 1910-1920-е годы. До начала Первой мировой войны он побывал в Париже, после революции жил в Киеве и Берлине, а в 1923 г. переехал в Москву. 

Пластический язык Чайкова формировался на основе знакомства с новейшими течениями современного искусства – кубизмом, футуризмом, конструктивизмом. С годами творчество скульптора эволюционировало в сторону более реалистического языка в соответствии с общим направлением советского искусства, но стремление к композиционным экспериментам он сохранял. Чайков так объяснял свои пластические поиски: «Если скульптура некоторых эпох тяготела к симметрии, то скульптура нашей эпохи – асимметрична. Меня очень интересовало изображение фигуры и предмета в пространстве, в воздухе. В этих композициях, как мне кажется, особо важна внутренняя динамика, органичность движения, рассчитанного не на первый эффект, а на длительное обозрение».

 

В работе «Прыжок с шестом» выбран кульминационный момент преодоления высоты, точка, в которой остановлен полет вверх и в следующее мгновение начинается движение вниз. При асимметричности построения в композиции есть своеобразная уравновешенность, спортсмен парит над невидимой планкой. Ощущается эстетическая правомерность выбора именно этого мгновения, и поза прыгуна с шестом действительно надолго останавливает внимание.


Автор - Л.М.Бедретдинова, хранитель музейных предметов 1 категории отдела скульптуры 


Комментарии