Дачная жизнь семьи Третьяковых. Портреты Веры Николаевны кисти И.Н.Крамского

Вера Николаевна, жена Павла Михайловича, любила Кунцево также, как и все Третьяковы. Особенно ей нравилась кунцевская липовая роща. Необыкновенно живописным это место становилось вечером, когда, как писала В.Н.Третьякова в своей записной книжке:  «…роща принимала фантастический вид, если только солнце и облака имели розовый цвет».
Не случайно, что это место стало фоном для парадного портреты Веры Николаевны, исполненного Иваном Николаевичем Крамским по заказу Павла Михайловича.

Работа над ним началась в Кунцеве в сентябре 1875 года. Для первого варианта В.Н.Третьякова тщательно выбирала наряд: «Я… гуляю по любимому моему Кунцеву, в моем любимом платье с красным платком и простым деревянным батистовым зонтиком» - записала она в альбоме. 

И.Н.Крамской. Портрет В.Н.Третьяковой. 1876

Портрет давался Крамскому с трудом, и работа растянулась на несколько лет. Художник никак не мог достичь желаемого результата, а заказчик терпеливо ждал.

В 1877 году Иван Николаевич, «бившийся» над удачным фоном (пейзаж оказался для Крамского непростой задачей), решил, что необходимо видеть модель в естественном освещении. «Теперь же я возьму преобладающий фон зеленый, а летом приеду на две недели в Москву, чтобы обработать в Кунцеве по натуре» - писал он Третьякову. Павел Михайлович был рад предстоящей встрече: «Вы надеетесь, что я буду терпеливо ждать приведения в порядок портрета жены? Еще бы не быть терпеливым, когда обещается такое удовольствие, как двухнедельное общество Вашей особы, за это можно и потерпеть!». Позже художник возвращался к работе в 1878 и 1879 годах.

Увы, второй вариант портрета, имевший уже законченный вид, не привел Третьяковых в восторг. «Я помню… мы были смущены и разочарованы. Вместо любимой красной шали на ее руке шарф – белый, с голубыми полосками; вместо лета – осень; и сама она стала меньше, тише, менее жизнерадостной, но, может быть, более интимной, более близкой» - писала дочь Веры Николаевны, Александра.

Иван Николаевич Крамской. Начало 1870-х гг.

Но, возможно, именно интимность, спокойствие и душевная близость были замечены художником в своей модели? Именно они казались ему важными? Ведь в 1879 году, в том же Кунцево, И.Н. Крамской написал еще один портрет Веры Николаевны, поколенный и более скромный. 

Создание второго портрета своей мамы описала Александра Боткина: «Портрет Веры Николаевны писался на балконе. Вера Николаевна сидела в дверях, сзади нее стояли ширмы, служившие темным фоном, а также защищавшие Веру Николаевну от тяги, бывающей при разнице температуры воздуха в комнате и во дворе… Освещена она была натуральным светом из сада и с неба». Этот портрет Александре Павловне нравился больше предыдущего, она писала, что лучше всего были переданы глаза В.Н. Третьяковой, «…слегка близорукие и слегка улыбающиеся». Получается, что портрет, выполненный Крамским по собственному желанию, оказался лучше заказного?

И.Н.Крамской. Портрет В.Н.Третьяковой. 1879

Однотонный темный фон, скромные платье и головной убор, удобная поза со сложенными на коленях руками и спокойный взгляд, устремленный на зрителя, возможно, этот простой и домашний образ, по мнению художника, подходил Вере Николаевне больше парадного?
Так или иначе, но Павел Михайлович приобрел оба портрета, которые и сегодня находятся в собрании Третьяковской галереи, а поколенный образ супруги основателя музея украшает один из залов постоянной экспозиции.


Автор - Маргарита Корнилина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-начала ХХ века.

Комментарии