К 175-летию скульптора Марка Антокольского


2 ноября исполняется 175 лет со дня рождения Марка Матвеевича Антокольского, мастера, чье творчество полностью отвечало присущим эпохе веяниям историзма. 
 Свою главную задачу он видел в реализации идеи нового искусства в станковой пластике. Ранние произведения Антокольского вполне удовлетворяли требованиям академической системы, но в ходе работы он пришел к отказу от классицистических норм. 

Памятники, находящиеся в собрании Государственной Третьяковской галереи, являются знаковыми произведениями скульптора. Они характеризуют его как одного из мастеров, совершивших колоссальный прорыв в искусстве. Новаторские устремления мастера выразились во внимании к исторически достоверным деталям, в его глубоком интересе к значимым историческим фигурам, а также в поисках новых композиционных решений и сюжетов большой психологической значимости. 

«Царь Иван Васильевич Грозный», 1875

Героями его произведений стали реальные личности, оставившие большой след в истории. В работе над статуей «Царь Иван Васильевич Грозный» (1875 г. по модели 1871 г.) автор впервые смело заявил об отказе от академических условностей. Как пишет исследователь О.А.Кривдина, «принципиальное новшество трактовки и реализм изображения  проявились здесь прежде всего в том, что историческое содержание образа невозможно отделить от человеческого». Скульптура оценивалась современниками как крупное достижение в русском искусстве. За нее мастер был удостоен звания академика. И.С.Тургенев в своей статье восхищался художественными качествами произведения: «По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и саму душу лица, избранного художником, – статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде».

«Христос перед народом», 1876

Скульптуру «Христос перед народом» (1876 г. по модели 1874 г.) заказал С.И.Мамонтов. Антокольский начал работать над образом Христа в 1873 году, в Риме. Спустя 7 лет, после показа на нескольких выставках, владелец получил ее и установил в своем кабинете. Статуя вызвала огромный интерес зрителей, так как была одной из первых, где Христос показан не только библейским персонажем, но и человеком, стоящим перед судом. Обращаясь к И.Н.Крамскому, И.Е.Репин писал: «Вещь эта замечательна; она производит сильное впечатление и выражает, как я теперь думаю, наше, европейское понятие о Христе в XIX веке. Сильная вещь, превосходящая его прежние вещи и техникой и выражением».

«Не от мира сего. «Христианская мученица», 1887

Статуя «Не от мира сего. «Христианская мученица» (1887 г.) была заказана скульптору П.М.Третьяковым. Антокольский писал Е.Г. Мамонтовой: «Уже работаю «Святую мученицу». Мне кажется, что я сумею вложить в нее одну из моих любимых идей: «примирение».
И.Я.Гинцбург, ученик и друг Антокольского, писал: «Марк Матвеевич Антокольский – один из тех замечательных людей, которые своим необычным талантом, оригинальным умом и настойчивостью характера достигли всемирной славы и справедливо будут пользоваться этой славой всегда. Он принадлежит к числу талантов-самородков, которые рождаются при самых неблагоприятных условиях и прокладывают свой путь сквозь тернии…».


Автор - научный сотрудник отдела скульптуры Мария Крупнова


Комментарии