Арлекины и Александр Блок





Сапунов Н. Н. Мистическое собрание. Эскиз для постановки лирической драмы Александра Блока "Балаганчик" на сцене драматического театра В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге. 1909. Бумага, темпера, перо, бронзовая краска, алюминевая краска, уголь.


«Если на свете бывала арлекинада не на подмостках, а в обыденной человеческой жизни, то на русской земле страшнейшие и несчастнейшие арлекины, которым вкусить земное блаженство мешала раз и навсегда надетая маска… " (Константин Федин).

Вирусом  арлекинады  русскую культуру начала ХХ века,  еще не названного тогда серебряным, заразил Александр Блок.  Постановкой его «Балаганчика»  Commedia dell'arte была районирована на петербургскую  почву.   

Публика  на премьере разделилась: одни бешено аплодировали, другие обзывали мейерхольдовское творение «Бедламчиком». Георгий Чулков вспоминал о неоднозначном восприятии спектакля: «Все, кто был на этом первом представлении “Балаганчика”, помнят, какое страстное волнение охватило зрительный зал, какое началось смятение в партере, когда замерли последние звуки острой, пряной, тревожной и сладостной музыки Кузмина и занавес отделил зрителя от загадочного и волшебного мира, в котором жил и пел поэт Пьеро. Я никогда ни до, ни после не наблюдал такой непримиримой оппозиции и такого восторга поклонников в зрительном зале театра. Неистовый свист врагов и гром дружеских аплодисментов смешались с криками и воплями».

Такая бурная реакция объяснима. Живая, реальная жизнь, действительно, сквозит в условно-марионеточном мире "Балаганчика".  За происходящим на сцене угадывались реальные герои и события - граница между театральным и реальным миром пала.

Драматургия «Балаганчика» предполагает множество толкований, может быть осмыслена в биографическом, историко-культурном контекстах.

«Балаганчик» прежде всего -  лирическая драма. В сценическом любовном треугольнике угадывались отношения Блока (Пьеро), Л.Д. Блок (Коломбины), Белого (Арлекина). Поэт называл Балаганчик  "произведением, вышедшим из недр департамента полиции его собственной души". Блок писал Мейерхольду: «…нужно, чтобы „Балаганчик“ шел у вас: для меня в этом очистительный момент, выход из лирической уединенности. Да к тому же за основу своей лирической души я глубоко спокоен, потому что я знаю и вижу, какую истинную меру соблюдает именно ваш театр» : того, чего нельзя предавать толпе, этому слепому и отдыхающему театральному залу, – он никогда не предаст». 

Сомов К.А. Портрет поэта Александра Александровича Блока (1880-1921). 1907.
Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш, гуашь


Но «Балаганчик» −  едкая, острая сатира, вызов. В орбиту арлекинады Блок ввел мистиков, в которых представители литературно-философских кругов узнали себя. В предисловии  к «Балаганчику» Блок дает обидную и уничижительную характеристику участников мистического собрания: «Мы можем узнать этих людей, сидящих в комнате с неосвещенными углами, под электрической лампой вокруг стола. Их лица — все значительны. Ни одно из них не имеет на себе печати простодушия. Они разговаривают одушевленно и нервно, с каждой минутой как будто приближаясь к чему-то далекому, предчувствуя тихий лёт того, чего еще не могут выразить словами… Словом, эти люди— маньяки, люди с „нарушенным равновесием“; собрались ли они вместе, или каждый сидит в своем углу, — они думают одну думу „о приближении“ и о том, что приближается». Автор высказал Мейерхольду пожелание сделать глупость мистиков как можно более выразительной: председатель собрания мистиков должен произносить монолог не только со «священным» трепетом, но и «дурацким».

Сергей Соловьев, узнавший себя в одном из карикатурных мистиков, выведенных Блоком на сцену, был возмущен: «теург – написал "балаганчик", а мы – осмеяны: "мистики" балаганчика!..».

Андрей Белый почувствовал во время чтения пьесы «.. удар тяжелейшего молота: в сердце …Нелепые мистики … Пьеро, Арлекин, разрывающий небо, – все бросилось издевательством, вызовом: поднял перчатку! Назвать “Балаганчик” хорошим – не мог; и его написал – А.А. Блок?».  Приглашенный Блоком на спектакль «Балаганчика» осенью 1907, он увидел в Балаганчике «ядовитейшие насмешки» над ним  и  издевательства над собственным прошлым: «…Посмотрели мы молча».
Василий  Розанов в строго отрицательном отзыве (1908) все же чутко уловил саму суть блоковской драматургии, ее новаторство: «…в ряде “бессмысленных” сцен автор показал, что вся человеческая жизнь и все человеческие отношения в сущности представляют собой балаган, шутовство...».

Сценическое решение Сапунова подчеркивало заключенный в драматургии Блока принцип  проницаемости границ реального и вымышленного мира — арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: «…широко вздохнуть и выйти в мир!».

Вся сцена по бокам и сзади завешена синего цвета холстом: это синее пространство служит фоном и оттеняет цвета декораций маленького „театрика“, построенного на сцене… Перед „театриком“ на сцене, вдоль всей линии рампы, останется свободная площадка. Здесь появляется автор, как бы служа посредником между публикой и тем, что происходит на маленькой сцене».

Актеры  выглядят как картонные куклы, разрисованные сажей и мелом, они безжизненны: «За столом сидят мистики так, что публика видит лишь верхнюю часть их фигур. Испугавшись какой-то реплики, мистики так опускают головы, что вдруг за столом остаются бюсты без голов и без рук. Оказывается, это из картона были выкроены контуры фигур, и на них сажей и мелом намалеваны были сюртуки, манишки, воротнички, манжеты. Руки актеров просунуты были в круглые отверстия, вырезанные в картонных бюстах, а головы лишь приклеены к картонным воротничкам».



Цитаты даны по статье:
Глубокое, тонкое, увлекательное исследование, посвященное интерпретации  образа Арлекина в литературе ХХ в..

О «Балаганчике» и Арлекинах Александра Блока  - обязательна для чтения статья:

Биографический контекст «Балаганчика», например, здесь:





Текст: Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII- начала XX века



 

Комментарии